ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «КОПТЕВО»

Отделения Центра



 


Консультация

Адаптация детей-инвалидов "Наши руки не для скуки!"

ИНФОРМАЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Название

Арт-терапевтическая технология                           «Наши руки не для скуки»

Название организации, реализующей

ГБУ ЦСПСиД «Коптево»

Указание категории

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (маломобильные группы детей).

Актуальность

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь, гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Технология  направлена на повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данная технология  может быть использована в  деятельности социальных служб и  реабилитационных центров. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным с  разработкой единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии можно достичь положительного  уровня адаптации детей с ограниченными возможностями и социализации их к окружающей среде  в быту и в обществе с другими людьми.

Проблемы, барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок:

1) социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;

2) при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;

3) трудности адаптации  на улице с другими детьми, что приводит к изоляции инвалида;

5) отсутствие элементарных навыков в быту;

6) существующее негативное общественное мнение по отношению к инвалидам (существование стереотипа "инвалид - бесполезный" и т.п.);

К сожалению, барьеры, о которых упомянуто выше - это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно.

В данной технологии мы попытались разработать комплекс мероприятий, который поможет в дальнейшем данным детям и их родителям успешно развиваться в обществе.

Цель

Адаптация инвалидов к окружающей среде:

- раскрыть основные проблемы детей с ограниченными возможностями, помочь им раскрыться и устранить психологические барьеры, успешно развиваться в социуме;

- развить навыки адаптации обходиться без помощи родителей благодаря повышению социальной компетентности;

- улучшить внутрисемейный климат, снять психоэмоциональное напряжение.

Задачи

- развитие у участников социальных навыков: невербальной коммуникации, стрессоустойчивости, сотрудничества, вербальной коммуникации;

- развитие способности адаптироваться к групповым нормам: оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

- активизация личностных ресурсов;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- адаптация к окружающей среде.

Целевые группы участников

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и их родители.

 Группы 3-4 человека совместно с родителями или индивидуально ребенок и родитель (по запросу). Комплекс групповых занятий рассчитан на 3 месяца, 1 раз в неделю продолжительностью 60 минут.

Показатели и индикаторы результата

Увеличение числа родителей с детьми-инвалидами, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных услуг (навыков) в сферах жизнедеятельности;

Увеличение численности детей-инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в учреждениях социального обслуживания.

Достигнутые результаты

Создание эффективно действующей системы реабилитации и  консультативного обеспечения  на основе арт-терапевтических и коммуникационных технологий с учетом особых потребностей;

преодоление социальной разобщенности и психологических  барьеров;

В рамках групповой работы дети получают опыт коллективной деятельности, улучшают    способность адаптироваться к групповым нормам, что существенно улучшает коммуникативный потенциал маломобильных  детей и способствует успешной адаптации в социуме в дальнейшем, развиваются коммуникативные навыки.

Развиваются навыки вербальной и невербальной коммуникации, повышается стрессоустойчивость, развиваются навыки сотрудничества. Вследствие повышения социальной компетенции ребенок становится самостоятелен, адаптирован. Происходит оптимизация детско-родительских взаимоотношений; активизируются и актуализируются личностные ресурсы; снижается психоэмоциональное напряжения.

Развитие мелкой моторики.

Кем технология (методика, метод или форма работы) разработана/

ФИО и должность

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

В основу предлагаемой техники легли техники психологов: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Б. Кудзилова,  Л.Д. Лебедевой.

Адаптировано психологом ГБУ ЦСПСиД «Коптево» – Менялкиной Анастасией Сергеевной

Перспективы закрепления/продвижения  на разных уровнях (устойчивость результатов)

Постепенный рост числа детей и вовлеченности в процесс работы.

Многоуровневая система прохождения курса с постепенным углублением и усложнением поставленных задач.

 

Необходимые ресурсы (правовые, кадровые, материальные и т.д.) для внедрения/реализации/ трансляции; условия трансляции

Кадровый состав  - психологи, специалист по социальной работе.

Инструментарий:

Столы и стулья, пригодные для использования детьми  с нарушениями опорно-двигательного аппарата, краски гуашь, краски акварельные, краски пальчиковые, листы для рисования красками разных форматов, кисти, клеенки на стол, пластилин, шнуровки, тактильные дорожки, балансир, развивающие наборы для развития моторики и мелкой моторики рук, итд(прилагается отдельным списком)

За счет средств бюджетного финансирования. Привлечение спонсоров.

Адрес

 г. Москва, проезд Черепановых, 44

Сайт  организации

 cspsid-koptevo@mos.ru

Краткая справка об организации, авторе

Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям «Коптево»

Центр оказывает социальное сопровождение семей с детьми имеющих льготную  категорию и нуждающихся в помощи государства, проживающих в районах Коптево, Войковский, Тимирязевский, Молжаниновский.

Структурные подразделения:

- Отделение комплексной диагностики и социальной поддержки;

- Отделение дневного пребывания детей и подростков;

- Отделение социализации семей и детей:

Служба подготовки и сопровождения замещающих семей

Служба психолого-педагогической помощи

- Отделение по проведению индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми.  

Адаптировано психологом ГБУ ЦСПСиД «Коптево» –

Менялкиной Анастасией Сергеевной, психолог отделения социализации семей и детей, службы психолого-педагогической помощи.

 

Краткое содержание технологии:

Арт-терапевтическая технология является наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой непростой категорией детей. Эффективность арт-терапевтической технологии заключается в повышение адаптационных возможностей детей.

Социальная реабилитационная адаптация инвалидов, как технология, включает в себя комплекс мер, направленных на восстановление способности маломобильного ребенка к жизнедеятельности в социальной среде. 

Результатом  занятий по блокам является улучшение межличностных взаимоотношений детей и родителей за счет плотного взаимодействия и получения позитивного опыта совместной деятельности. В рамках групповой работы дети получают опыт коллективной деятельности, улучшают коммуникативные навыки, развивают способность адаптироваться к групповым нормам, что существенно улучшает коммуникативный потенциал маломобильных  детей и способствует успешной адаптации в социуме в дальнейшем.

Развиваются навыки вербальной и невербальной коммуникации, повышается стрессоустойчивость, развиваются навыки сотрудничества. Вследствие повышения социальной компетенции ребенок становится самостоятелен, адаптирован. Происходит оптимизация детско-родительских взаимоотношений; активизируются и актуализируются личностные ресурсы; снижается психоэмоциональное напряжения.

Также в процессе работы с пластилином, красками и кисточками развивается мелкая моторика.

Структура технологии:

Комплекс рассчитан на групповые занятия с родителями на 3 месяца, каждое занятие имеет свою тематику и взаимосвязаны друг с другом. Продолжительность одного занятия -60 минут.

Занятия проходят в группах по 4-6 детей совместно с родителями.

Занятия каждой группы рассчитаны на 10-12 блоков-занятий.  Каждый блок – определенная тема: «Быт», «Дом», «Семья», «Природа», «Поход в магазин», «Традиции», «Транспорт», «Социальное общение» итд. (блоки могут варьироваться от запроса группы участников).

Структура занятия:

Приветствие; Беседа по теме; Творческий этап (изобразительный или лепка, в паре с родителями или со сверстниками); Обсуждение, закрепление материала; Прощание.

Арт-терапевтическому упражнению предшествует вводная беседа по выбранной теме.  В процессе развиваются коммуникативные навыки, происходит коррекция привычных форм поведения, апробирование новых социальных ролей. Завершается занятие получением обратной связи.

Календарь

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 



Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Полезные ссылки