ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «КОПТЕВО»

Отделения Центра



 


Консультация

Адаптация детей-инвалидов "Наши руки не для скуки!"

ИНФОРМАЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Название

Арт-терапевтическая технология                           «Наши руки не для скуки»

Название организации, реализующей

ГБУ ЦСПСиД «Коптево»

Указание категории

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (маломобильные группы детей).

Актуальность

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь, гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Технология  направлена на повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данная технология  может быть использована в  деятельности социальных служб и  реабилитационных центров. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным с  разработкой единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии можно достичь положительного  уровня адаптации детей с ограниченными возможностями и социализации их к окружающей среде  в быту и в обществе с другими людьми.

Проблемы, барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок:

1) социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;

2) при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;

3) трудности адаптации  на улице с другими детьми, что приводит к изоляции инвалида;

5) отсутствие элементарных навыков в быту;

6) существующее негативное общественное мнение по отношению к инвалидам (существование стереотипа "инвалид - бесполезный" и т.п.);

К сожалению, барьеры, о которых упомянуто выше - это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно.

В данной технологии мы попытались разработать комплекс мероприятий, который поможет в дальнейшем данным детям и их родителям успешно развиваться в обществе.

Цель

Адаптация инвалидов к окружающей среде:

- раскрыть основные проблемы детей с ограниченными возможностями, помочь им раскрыться и устранить психологические барьеры, успешно развиваться в социуме;

- развить навыки адаптации обходиться без помощи родителей благодаря повышению социальной компетентности;

- улучшить внутрисемейный климат, снять психоэмоциональное напряжение.

Задачи

- развитие у участников социальных навыков: невербальной коммуникации, стрессоустойчивости, сотрудничества, вербальной коммуникации;

- развитие способности адаптироваться к групповым нормам: оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

- активизация личностных ресурсов;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- адаптация к окружающей среде.

Целевые группы участников

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и их родители.

 Группы 3-4 человека совместно с родителями или индивидуально ребенок и родитель (по запросу). Комплекс групповых занятий рассчитан на 3 месяца, 1 раз в неделю продолжительностью 60 минут.

Показатели и индикаторы результата

Увеличение числа родителей с детьми-инвалидами, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных услуг (навыков) в сферах жизнедеятельности;

Увеличение численности детей-инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в учреждениях социального обслуживания.

Достигнутые результаты

Создание эффективно действующей системы реабилитации и  консультативного обеспечения  на основе арт-терапевтических и коммуникационных технологий с учетом особых потребностей;

преодоление социальной разобщенности и психологических  барьеров;

В рамках групповой работы дети получают опыт коллективной деятельности, улучшают    способность адаптироваться к групповым нормам, что существенно улучшает коммуникативный потенциал маломобильных  детей и способствует успешной адаптации в социуме в дальнейшем, развиваются коммуникативные навыки.

Развиваются навыки вербальной и невербальной коммуникации, повышается стрессоустойчивость, развиваются навыки сотрудничества. Вследствие повышения социальной компетенции ребенок становится самостоятелен, адаптирован. Происходит оптимизация детско-родительских взаимоотношений; активизируются и актуализируются личностные ресурсы; снижается психоэмоциональное напряжения.

Развитие мелкой моторики.

Кем технология (методика, метод или форма работы) разработана/

ФИО и должность

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

В основу предлагаемой техники легли техники психологов: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Б. Кудзилова,  Л.Д. Лебедевой.

Адаптировано психологом ГБУ ЦСПСиД «Коптево» – Менялкиной Анастасией Сергеевной

Перспективы закрепления/продвижения  на разных уровнях (устойчивость результатов)

Постепенный рост числа детей и вовлеченности в процесс работы.

Многоуровневая система прохождения курса с постепенным углублением и усложнением поставленных задач.

 

Необходимые ресурсы (правовые, кадровые, материальные и т.д.) для внедрения/реализации/ трансляции; условия трансляции

Кадровый состав  - психологи, специалист по социальной работе.

Инструментарий:

Столы и стулья, пригодные для использования детьми  с нарушениями опорно-двигательного аппарата, краски гуашь, краски акварельные, краски пальчиковые, листы для рисования красками разных форматов, кисти, клеенки на стол, пластилин, шнуровки, тактильные дорожки, балансир, развивающие наборы для развития моторики и мелкой моторики рук, итд(прилагается отдельным списком)

За счет средств бюджетного финансирования. Привлечение спонсоров.

Адрес

 г. Москва, проезд Черепановых, 44

Сайт  организации

 cspsid-koptevo@mos.ru

Краткая справка об организации, авторе

Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям «Коптево»

Центр оказывает социальное сопровождение семей с детьми имеющих льготную  категорию и нуждающихся в помощи государства, проживающих в районах Коптево, Войковский, Тимирязевский, Молжаниновский.

Структурные подразделения:

- Отделение комплексной диагностики и социальной поддержки;

- Отделение дневного пребывания детей и подростков;

- Отделение социализации семей и детей:

Служба подготовки и сопровождения замещающих семей

Служба психолого-педагогической помощи

- Отделение по проведению индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми.  

Адаптировано психологом ГБУ ЦСПСиД «Коптево» –

Менялкиной Анастасией Сергеевной, психолог отделения социализации семей и детей, службы психолого-педагогической помощи.

 

Краткое содержание технологии:

Арт-терапевтическая технология является наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой непростой категорией детей. Эффективность арт-терапевтической технологии заключается в повышение адаптационных возможностей детей.

Социальная реабилитационная адаптация инвалидов, как технология, включает в себя комплекс мер, направленных на восстановление способности маломобильного ребенка к жизнедеятельности в социальной среде. 

Результатом  занятий по блокам является улучшение межличностных взаимоотношений детей и родителей за счет плотного взаимодействия и получения позитивного опыта совместной деятельности. В рамках групповой работы дети получают опыт коллективной деятельности, улучшают коммуникативные навыки, развивают способность адаптироваться к групповым нормам, что существенно улучшает коммуникативный потенциал маломобильных  детей и способствует успешной адаптации в социуме в дальнейшем.

Развиваются навыки вербальной и невербальной коммуникации, повышается стрессоустойчивость, развиваются навыки сотрудничества. Вследствие повышения социальной компетенции ребенок становится самостоятелен, адаптирован. Происходит оптимизация детско-родительских взаимоотношений; активизируются и актуализируются личностные ресурсы; снижается психоэмоциональное напряжения.

Также в процессе работы с пластилином, красками и кисточками развивается мелкая моторика.

Структура технологии:

Комплекс рассчитан на групповые занятия с родителями на 3 месяца, каждое занятие имеет свою тематику и взаимосвязаны друг с другом. Продолжительность одного занятия -60 минут.

Занятия проходят в группах по 4-6 детей совместно с родителями.

Занятия каждой группы рассчитаны на 10-12 блоков-занятий.  Каждый блок – определенная тема: «Быт», «Дом», «Семья», «Природа», «Поход в магазин», «Традиции», «Транспорт», «Социальное общение» итд. (блоки могут варьироваться от запроса группы участников).

Структура занятия:

Приветствие; Беседа по теме; Творческий этап (изобразительный или лепка, в паре с родителями или со сверстниками); Обсуждение, закрепление материала; Прощание.

Арт-терапевтическому упражнению предшествует вводная беседа по выбранной теме.  В процессе развиваются коммуникативные навыки, происходит коррекция привычных форм поведения, апробирование новых социальных ролей. Завершается занятие получением обратной связи.

Календарь

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
 



Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Полезные ссылки